Женский журнал Джульета.ру » » Дети » Леворукость детей – левша или амбидекстр

Леворукость детей – левша или амбидекстр

Увеличить текст

 Напечатать страницу

леворукость детей

Как развить мозг ребенка

Абсолютных правшей, у которых ведущими являются не только правая рука, но и нога, глаз, ухо, примерно 42%. У них центр речи в большинстве случаев находится в левом полушарии. У абсолютных левшей (их в среднем 8-10%) все наоборот.
Правая и левая руки «рождаются» одновременно и их анатомия одинакова. Почему же они функционируют по-разному? Ведь приматы в природе свободно пользуются обеими руками для еды и игры. Человек в этом отношении менее совершенен, и «виной» тому такая особенность нашего головного мозга, как функциональная асимметрия. Ответственность за разные виды деятельности у него поделена между полушариями. В ведении правого глобальные функции: восприятия – зрительное (лиц, формы, цвета) и слуховое (музыки, интонаций голоса и различных звуков), навыки (ходьба, ощущение тела в пространстве), творческие способности и интуиция. Левое оперирует словесно-знаковой информацией, чтением текстов. Можно сказать, что правое полушарие образное, чувственное, художественное, а левое – логическое, аналитическое.

Людей, у которых одинаково развиты обе руки, называют амбидекстрами. Их ярким представителем был Леонардо да Винчи, чей пример подтверждает гипотезу о том, что умение владеть левой рукой так же, как правой, способствует гармоничному развитию обоих полушарий мозга. В пользу нее говорит и то, что если правша попробует ударить по мячу или написать что-то левой рукой, у него, пусть и неловко, но получится. А ведь ее не учили этому, значит, рука или нога «выучилась» сама, пока обучали правую!

Большое количество людей являются либо правшами с признаками левшества, либо левшами с признаками правшества – это так называемые парциальные или мозаичные (частичные) левши. Также по ведущему глазу человек может быть левшой, а по ведущей руке -правшой и наоборот.

Кроме того, есть много смешанных типов доминантности полушарий мозга, которые проявляются в особенностях поведения, мышления и обучения ребенка (а с выбором ведущей руки он определяется примерно к 6-7 годам, когда идет активное развитие графомоторных функций). Он может быть правшой только на руку, а по типу функционирования мозга являться типичным левшой, и тогда развитие левой руки у него будет благодарным занятием. Но если малыш – ярко выраженный правша, это станет для него стрессом. Как и у левшей, когда их насильно переучивают на правую руку. Поэтому никакого насилия быть не должно! Лучше помогайте детям развивать возможности обеих рук, и это приведет к гармоничному развитию у него обоих полушарий мозга. Как же это делать? Конечно же, в процессе различных игр!

леворукость детей

Развиваем навыки в игре

Занимайтесь с ребенком пальчиковыми играми, рисуйте, лепите, рукодельничайте, выпиливайте, складывайте оригами, вырезайте из бумаги, конструируйте. Для тренировки ума и развития логического мышления разгадывайте вместе кроссворды, играйте в шашки, шахматы, лото, словесные игры. Для развития воображения с ранних лет давайте им слушать музыку, создавайте вместе картины из природных материалов, ниток, ткани, бусин.

Другой способ развития обоих полушарий мозга – умение владеть телом. Пусть ребенок занимается тем, что требует навыков сохранять равновесие и работать обеими руками и сторонами тела: катается на самокате, велосипеде, коньках, роликах, учится плавать. Дома привлекайте его к занятиям по хозяйству, в которых также будут задействованы обе руки: раскатывание теста, лепка пельменей, выпечка печенья.

Предлагаю несколько упражнений для усиления взаимодействия обоих полушарий головного мозга.

Каждое требует хорошей четкости выполнения. Выполняйте их сначала медленно, потом постепенно старайтесь ускорить темп (тогда-то и станет ясно, что даже простое движение не так уж просто сделать!).

^ Мельница. Одновременно кистями обеих рук делайте вращательные движения в одном направлении, затем в обратном и, наконец, в противоположных. Количество вращений не ограничено.
^ Ухо-нос. Одновременно левой рукой коснитесь кончика носа, а правой дотроньтесь до левого уха. Так же одновременно отнимите руки и хлопните в ладоши. Быстро поменяйте положение рук. Повторите несколько раз.
^ Зеркальное рисование. Возьмите по карандашу в каждую руку и одновременно начните рисовать цветы и буквы так, чтобы изображения получились зеркальносимметричными.
^ Колечко. Поочередно с большим пальцем соединяйте в кольцо другие пальцы руки. Делайте это очень быстро и обеими руками сразу (можно начать с отработки каждой рукой отдельно и после перейти к одновременной работе). В конце добавьте любую короткую скороговорку, произнося одно слово при смене пальцев.

^ Светофор. Предло¬жите ребенку разложить по форме или по цвету геометрические фигуры. Можно усложнить задание – взять буквы или слова, написанные разными цветами. Следите, чтобы ребенок не путал слова и цвет, которым они написаны! При этом работают оба полушария: левое – читает, правое – отслеживает цвет.
^ Скорая помощь. Работайте с картинкой, где написаны буквы алфавита. Под каждой буквой делайте пометки Л, П, В, которые указывают на движение рук: Л – поднять левую руку в сторону, П – поднять правую руку в сторону, В – поднять обе руки вверх. Ребенку нужно одновременно произнести букву и сделать указанное под ней движение и так пройти весь алфавит с начала до конца, а потом вернуться назад от конца к первой букве.

^ Камень-волна. Сжимайте в кулак кисть одной руки, делайте волну пальцами другой. Повторите 10 раз и поменяйте задания.

^ Дерево. Правой рукой дотроньтесь до пятки ле¬вой ноги, левую руку положите на плечо. Поменяйте руки как можно быстрее.
Эти забавные упражнения занятны и очень эффективны для развития взаимодействия обоих полушарий мозга.
леворукость детей

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Написать комментарий

Вы должны авторизироваться чтобы оставить комментарий.

Яндекс.Метрика

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: